Ключарев Александр Сергеевич

19.02.1906, г. Казань – 30.03.1972, там же

Амплуа: композитор, фольклорист, художественный руководитель Ансамбля песни и танца ТАССР

Звание: народный артист ТАССР (1964), заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР (1939,1969), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1970)

В 1926 году окончил Казанское музыкальное училище по классу фортепиано у О.Родзевича, в 1932 году - Московскую консерваторию по классу композиции у Р.Глиэра. В 1924–26 годах заведует музыкальной частью Татарского театрального техникума. В 1926–28 годах - музыкальный руководитель Марийского драматического театра (Йошкар-Ола). В 1928–34 годах - музыкальный руководитель Московского рабочего театра. В 1934–37 годах заведует музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В 1937–38 годах - главный редактор музыкального вещания Татарского радиокомитета. В 1938–51 годах - заведующий кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР. Одновременно, в 1939–40 годах и 1968–70 годах - художественный руководитель Ансамбля песни и танца ТАССР, в 1940–42 и 1951–53 годах - художественный руководитель Татагосфилармонии им. Г.Тукая.
Смотреть фотогалерею
Творчество А.Ключарева охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний. Особо популярной была песня Ключарева «Родной край мой - Татарстан», одна из её музыкальных фраз даже стала позывным татарского радио. Не менее известна и его песня «Новая Казань», которая была музыкальной эмблемой столицы Татарстана. Им записано свыше 200 башкирских песен. Среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик» и другие. Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М.Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К.Тинчурина и др.). Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А.Ключарева обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А.Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.). Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита. Особое место в творчестве А.Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых единством симфонического развития. В балете «Горная быль» (либретто А.Ключарева и Р.Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А. Ключарев в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С.Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом. А.Ключарев является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М. Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения.

Подписка

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе
всех акций, событий, концертов и фестивалей